Маленькие дети воспринимают все не так, как взрослые. Дети не всегда понимают, что делают и говорят взрослые, а взрослые не могут понять, почему ребенок так ведет себя. Каждый период развития дети проходят, накапливая определенный опыт. Он помогает им развиваться и познавать мир дальше. Чтобы помочь своему ребенку и больше понять его, нужно попытаться посмотреть на все его глазами.
Мир глазами детей: зрение и понятие времени
Родителям бывает трудно понять, как именно воспринимает мир их ребенок. Проще сказать, что он еще ничего не понимает, чем осознать, как именно он видит происходящее.
Известно, что у детей совсем иное представление о времени. Мир глазами ребенка выглядит несколько замедленно. У него каждую минуту происходит что-то новое, он познает мир, преодолевает себя, поэтому у нас столько детских воспоминаний. Детство кажется самой долгой и интересной порой.
Взрослые часто не могут понять, что не дает ребенку посидеть спокойно в очереди, подождать, но слово «потерпи» вообще ребенку не понятно. Для него каждая минута кажется слишком длинной, хочется чем-то занять себя, что-то придумать.
По той же причине не стоит ожидать от ребенка мгновенной реакции на вашу просьбу. Он обрабатывает информацию в течение примерно 7 секунд и не чувствует это время как потерянное.
Понятие времени меняется с возрастом:
- Дети до 3 лет. Маленькие дети вообще не понимают, что такое время. Оно для них ассоциируется только с какими-то событиями. Впервые дети узнают, что такое время, когда мама приучает их к распорядку дня. Они ощущают, что ночь – время сна, утро- время вставать и завтракать и т.д.
- Дошкольники. У детей 3-5 просыпается интерес к времени. Они начинают осознавать, что такое «вчера» и «сегодня», почему прошлое и будущее – это разное, что такое времена года и чем они отличаются.
- Школьники. В школе дети получают полноценное понятие времени. Они понимают, когда нужно быть в школе, сколько длится урок и почему на него нельзя опаздывать, сколько дней до каникул и т.д.
Если говорить о зрении, то многим кажется, что новорожденные все видят перевернутым. Это не так. Дети до 2 месяцев вообще предметы не различают, так как зрительный анализатор у них еще не развит. Они различают только красный и желтый цвет. С полугода ребенок уже отличает маму и распознает лица.
Как видят мир дети: вкус и информация
Мнение, что маленький ребенок не распознает вкус, ошибочно. У ребенка очень хорошо развиты вкусовые рецепторы. Они ощущают вкусы еще ярче, чем взрослые. Поэтому заставить ребенка есть брокколи из баночки так трудно, зато сладкие фрукты и каши они любят с раннего детства. Горький вкус вообще распознается ребенком как яд. Он будет упорно выплевывать горькое лекарство и плакать.
Что касается восприятия информации, то ученые доказали, что дети до 8 лет не могут воспринимать информацию одновременно несколькими органами чувств. Они либо видят, либо осязают, либо слышат и т.д.
Очень важно знать и понимать, как именно ваш ребенок воспринимает реальность.
- Детям склонно чувство вины. Маленькие дети с трудом отличают крики и вину. Они привыкают, что крик – значит плохо. Если мама с папой ссорятся, виноват ребенок, если учительница ругается громко, виноват ребенок. Он подсознательно испытывает неприятное чувство.
- Дети хорошо запоминают. Родителям кажется, что если они сорвались, накричали, ударили или просто что-то сказали обидное, то ребенок уже завтра все забудет. Это не так, дети очень впечатлительны. Слова и поступки родителей они могут сохраняться в памяти на всю жизнь.
- Ребенка можно запрограммировать. Можно часто услышать от мамы: «Да он меня вообще не слушает», но это лишь видимость. Ребенок видит поведение родителей, слышит их речь и впитывает все, как губка. Все происходящее он воспринимает как истину. Если мама говорит, что он глупый, значит глупый. Если она сравнивает его с соседом Васей, значит и ребенок будет себя с ним сравнивать.
У ребенка ощущение, что мама может быть не права, формируется далеко не сразу, дети могут отрицать, отказываться, даже спорить, но картина восприятия мира ребенком-дошкольником такова, что мама и папа в нем – основные персонажи. У них гораздо лучше развита фантазия и эмоциональность, поэтому взрослым иногда трудно понять, почему ребенок так бурно реагирует на обычные вещи
Описаны очень правильные моменты о зрении, слухе и обонянии у грудных малышей.
Действительно, сну малыша может помешать тихий звук работающего телевизора или радио. Но зачем же приучать детей спать в абсолютной тишине? Да, мой ребёнок в младенчестве засыпал в тишине. Но когда его сон становился более глубоким, я могла уже чуть-чуть пошуметь. Даже если чадо и просыпалось, то через несколько секунд засыпало вновь.
А вот через стену от меня жила соседка с другой лялькой. И её ребёнок просыпался и плакал от малейшего шума. Доходило до того, что соседка ругалась на меня, что я расхаживаю после 22.00 по квартире! К слову, в нашем доме были кирпичные стены.