С самого раннего детства дети, своим поведением, подсказывают, каким способом они воспринимают мир и как, нам взрослым, правильней всего с ними общаться. Не только дети, но и взрослые отличаются друг от друга способом восприятия окружающего мира.
Если нам легче получать и анализировать информацию с помощью зрения, то мы визуалы, если на слух то аудиалы, а если мы пытаемся связать информацию с тактильными ощущениями, то мы кинестеты. Хотя каждому человеку и присущи все три типа, но какой-то один все же преобладает.
Детки-визуалы должны все видеть. Когда вы читаете сказку, то им будет интереснее, и они лучше воспримут информацию, если в книжке будет много картинок. Читать они, кстати, учатся быстрее других своих одногодок. Любят выставки и музеи. Могут долго стоять и рассматривать все вокруг. Поход в детский сад будет длиться дольше, поскольку вашему ребенку будет интересно рассмотреть все вокруг. Он постоянно будет показывать вам что-нибудь со словами «мама смотри!». Яркие цвета и краски будут для него синонимом «красиво».
Этим деткам подойдут художественные кружки. Часто дети-визуалы в ответ на ваш вопрос говорят: «Ясно», «Вижу» и т.д. Чтобы ребенок услышал вас, говорите на «его языке», используя зрительные образы, наглядные предметы, схемы, картинки. И тогда увидите, как улучшится ваше взаимопонимание.
Ребенок-аудиал считает, что лучше больше слушать, чем видеть. Вряд ли он будет стремиться научиться читать пораньше, ведь слушать сказки гораздо интереснее, чем их читать. Их будут особо интересовать музыкальные книжки, которых сейчас много в продаже, или игрушечный музыкальный инструмент. Аудиалы реагируют не только на то, что вы говорите, но и на то, как вы говорите. Они чувствуют смену интонации речи, ее нюансы. Они с радостью слушают музыку. Поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш начинает плакать, когда вы поете ему песенку. Возможно, ему, владельцу тонкого и «абсолютного» музыкального слуха, не нравится ваш голос.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок обидится на вас и потребует: «Не кричи на меня!» — после того, как вы выкажете свое недовольство тихим голосом, но с напряженной негативной интонацией. Для ребенка такая интонация будет равносильной тому, что вы на него накричали, — такой является особенность его восприятия. Если ваш ребенок относится к этой группе, то в общении с ним пользуйтесь интонациями, звуками и т.д.
Детям-кинестететам необходимо все чувствовать. Запаситесь тетрадями, поскольку они будут стремиться все зарисовать или записать. Чтобы запомнить, им нужны не только глаза и уши, но и в первую очередь прикосновения к бумаге. Деток-кинестетов нужно окружить уютной атмосферой, поскольку они болезненно реагируют на ее отсутствие. Они очень чувствительны к тому, что прикасается к их телу, так что если простыни не выстираны и невыглажены, то деткам-кинестетам будет трудно уснуть на них.
Поход в музей, может превратиться в испытание для вас и для работника музея, потому что ребенку нужно будет все потрогать. Эти детки воспринимают мир через прикосновения. Для них очень важен физический контакт. Им просто необходимо чтобы родители их ласкали и целовали, прижимали к себе, тогда кинестеты будут спокойны и счастливы. Им присущи такие выражения: на обиду – «очень больно», если сложная задача – «тяжелая задача» и т.д.
Знание того к какому типу относится ребенок поможет родителям лучше понимать своих детей, и эффективней проводить воспитательные и обучающие мероприятия.