Как научить ребенка читать: методики и правила обучения

Для родителей таланты и умения их ребенка очень важны. В последнее время все увлечены ранним развитием детей, всем хочется, чтобы их ребенок всех опережал и все умел. Процесс обучения ребенка чтению довольно длительный и сложный. Некоторые родители предпочитают доверять это дело репетиторам, логопедам, но как правило, начинают учить ребенка родители сами. Перед началом обучения родителям самим стоит подготовиться, почитать информацию о различных методиках и последовательности обучения алфавиту и чтению.

Учим детей чтению: когда пора начинать

Учим ребенка читать

Психологи и логопеды предупреждают, что правило «чем раньше, тем лучше» в данном случае не действует. Нет ничего полезного в раннем обучении чтению, так как ребенок еще морально не готов к подобным занятиям.

В последнее время стало так модно торопить развитие ребенка, что родители хотят учить своих детей чтению чуть ли не с года. Им кажется, что это сделает ребенка более развитым, умным, способным, что потом он будет опережать всех в развитии, но добиваются лишь противоположного эффекта. Доказано, что дети, которые слишком рано начали читать, менее социализированы. В то время, когда мозг должен был познавать мир, они занимались изучением букв.

Оптимальным временем для начала обучения чтению считают возраст 4-6 лет. Некоторые психологи рекомендуют не начинать этот процесс до 5 лет. Детям более младшего возраста можно придумать другие развивающие занятия: учить только звуки, буквы, развивать память играми и картинками. Все это поможет мозгу к 5 годам созреть для запоминания правил чтения.

Конечно, все дети индивидуальны и все они разные. Если родители считают, что их ребенок уже готов к чтению, а остальные развивающие игры ему уже неинтересны, нужно пройти небольшой тест. Существуют некоторые физиологические признаки, которые помогут вам определить, готов ли ваш ребенок к чтению по слогам.

  • Ребенок владеет речью. К тому возрасту, когда пора начинать читать, ребенок уже должен иметь богатый словарный запас, разговаривать полными законченными предложениями, осмысленными и правильно построенными (хотя бы приблизительно). Если у ребенка еще не сформировалась нормальная речь, значит вы пропускаете этап и приступать к чтению определенно рано.
  • Ребенок говорит правильно, произносит все звуки. Не рекомендуется начинать процесс обучения чтению, если у ребенка есть выраженные проблемы с артикуляцией. Обычно к 5 годам ребенок уже произносит все звуки, некоторые еще не произносят звук «р», но, если он не может произнести половину звуков, обучение чтению зайдет в тупик.
  • Ребенок достаточно развит и ориентируется в пространстве. Если вы начинаете обучать малыша чтению, он уже должен отличать верх-низ, право-лево.
  • Ребенок развит фонетически. Важно, чтобы было умение различать звуки в начале и конце слова. Например, можно предложить игру на выбор только тех слов, который начинаются со звука «к», «п», «д» и т.д. Ребенок должен на слух различать эти звуки.

Как правильно научить читать: основные методики

Ребенок учится читать

Раньше все учились читать по одному синему букварю, но сейчас можно найти огромное количество современных методик, каждая из которых обещает скорейшее и правильное формирование у ребенка навыков чтения.

Некоторые методики требуют определенных атрибутов: колокольчики, кубики, картон и различные заготовки. Выбирать методику нужно с учетом ее возрастных ограничений, а также финансовых возможностей родителей, так как некоторые пособия стоят очень недешево. Некоторые книги и методики можно скачать с интернета, что сэкономит средства.

Помните, что выбор методики очень важен. Частая смена методик в поиске более эффективной может нарушить процесс обучения.

  • Буквари. Далеко не новый, но по-прежнему эффективный метод обучения чтению – с помощью букваря. Буквари отличаются картинками, но имеют одну суть – ребенок учится складывать звуки в слоги, а слоги в слова. В начале букваря предоставлен алфавит, а затем идут отдельно буквы, звуки, слоги. В некоторых пособиях звуки и буквы идут не в алфавитном порядке, а в том, в каком ребенку их проще усвоить: сначала гласные, потом звонкие согласные и т.д. Примечательно, что многие родители после всех других методик все равно возвращаются к букварям. Процесс обучения по букварю довольно длительный, но он позволяет захватить все важные этапы чтения.
  • Методика Глена Домана. Американец Глен Доман изобрел метод, который называется методом целых слов. Этот метод считается несколько спорным, но при изучении английского языка он более эффективен. Суть метода в том, что ребенку с младенческого возраста показывали целые слова, написанные на карточках определенным шрифтом, одновременно произнося эти слова. В русском языке слишком много склонений, поэтому такое обучение нельзя считать достаточно эффективным.
  • Методика Н. А. Зайцева. Про кубики Зайцева слышали, наверное, каждые родители. Этот метод позволяет научить ребенка читать в домашних условиях, используя игровую форму. Методика Зайцева очень популярна, на кубиках представлены уже готовые слоги, которые можно составлять в слова. Но этот метод не позволяет ребенку осознать важный этап чтения – составление букв и звуков в слоги.
  • Методика Павла Тюленева. По методике Тюленева нужно показывать ребенку буквы практически с рождения ежедневно, при этом в поле его зрения не должно оказаться других предметов. Этот метод довольно утомителен для мамы и малыша, а также не всегда приводит к желаемому результату.

Как научить ребенка читать по слогам: правила и рекомендации

Учим ребенка чтению

Попытки научить ребенка читать не всегда сразу успешны. Некоторым родителям приходится приниматься за это занятие несколько раз, учитывая свои прежние ошибки. Чтобы процесс обучения был успешным, нужно подготовить себя и ребенка: почитать информацию о методиках, просмотреть буквари, объяснить ребенку, почему нужно учиться читать.

Процесс обучения должен быть интересным и полезным одновременно. Совместить эти вещи бывает трудно, так как не все дети стремятся учиться и могут усидеть на месте спокойно.

Чтобы процесс обучения протекал правильно, нужно учитывать некоторые рекомендации, проверенные на себе многими мамами.

  • Изучение нужно начинать со звуков, а не букв. Чтобы ребенок сумел строить слоги, он должен правильно видеть и произносить звук. Например, «м», а не «мэ», «эм».
  • Учить звуки не обязательно нужно по алфавиту. Уже доказано, что гораздо эффективнее обучение, которое начинается с изучения открытых гласных, затем звонких согласных, шипящих согласных и остальных.
  • Все пройденные звуки нужно повторять. Ребенок с удовольствием рассказывает то, что уже знает. Это является своеобразным поощрением, все любят давать правильные ответы. Чтобы материал закрепился, с повторения нужно начинать каждое занятие.
  • Когда начинаете учить ребенка слогам, делайте это в игровой форме. Он должен четко произносить звуки в слоге и их сочетание.
  • Первые слоги и слова должны быть максимально простыми и понятными для ребенка. Это слоги с гласными «а, о, у, е, и». К более сложным слогам нужно переходить после усвоения простых.
  • После простых слогов нужно переходить к более сложным. Слоги по-прежнему должны содержать 2 звука, но первый – гласный. Например, «эх, ух, ам».
  • Как только простые слоги усвоены, можно переходить к чтению слов, состоящих из простых слогов: «ма-ма», «па-па». Также важно, чтобы ребенок видел интервал между словами и делал паузу.
  • Следите за произношением звуков. Если ребенок затрудняется, объясните ребенку, как именно произносится звук. Например, звук «л» произносится, когда мы прижимаем кончик языка к верхним зубам, звук «у» заставляет губы сворачиваться в трубочку и т.д.
  • Старайтесь сами больше читать вслух. Ребенок таким образом учится понимать смысл слов, слушает правильное произношение и стремится повторять за вами, а также развивает память.

Игры: учимся читать

Всем известно, что проще всего научить ребенка читать, если он сам заинтересован. Не всех детей можно усадить за учебу и заставлять что-то заучивать. Увлекательные игры помогут ребенку не только усвоить, но и повторить, закрепить материал.

Некоторые занятия требуют серьезного заучивания, но на этапе слогов и звуков можно использовать большое количество детских игр.

  • Точки- звуки. Для такой игры совсем не обязательно что-то покупать, можно сделать заготовки от руки или распечатать на принтере. Нарисуйте на листе бумаги точки, рядом с которыми напишите буквы. Называйте звук, ребенок должен его найти и соединить и с другой точкой и названным звуком. В результате может получиться причудливая картинка. Просите ребенка называть слог, если он соединяет согласный и гласный звук.
  • Определить первый слог картинки. Распечатайте картинки с фруктами, овощами, предметами, которые известны ребенку. Можно использовать игрушки. Отдельно распечатайте и вырежьте различные слоги, в их состав должны входить слоги, с которых начинаются слова, обозначающие предметы. Предложите ребенку найти первый слог. Например, покажите ребенку лимон и несколько слогов «ме», «па, «ви», «ли», предложите назвать слово и найти первый слог.
  • Картинки и слова. Предложите ребенку картинки, на которых изображены предметы, обозначаемые словами из 3-4 букв (дом, кот, сом, кит). Предложите ребенку 5-6 букв на выбор. Он должен составить слово. Большое количество букв может запутать ребенка. Достаточно, чтобы были 2-3 лишние.
  • Игра наоборот. Предложите ребенку слово из 3-4 букв и несколько картинок. Ребенок должен найти картинку, подходящую к данному слову.
  • Ассоциации. Предложите ребенку подумать, на что похожа та или иная буква, звук, слог. Например, буква «А» похожа на домик, звук «ж» похож на жужжание пчелы. Воображение и фантазия помогут ребенку быстрее запомнить название букв, звуков, их очертания.
  • Найди лишнее. Предложите ребенку картинку и несколько слогов, один из которых лишний. Можно играть в эту игру иначе. Предложите 3-4 картинки, из которых все, кроме одной, начинаются на заданный слог. Ребенок должен найти лишнюю картинку.

Игры не должны сопровождаться порицаниями. Если ребенок поначалу не понимает или отказывается играть, подождите немного.

Читаем по слогам: учимся читать без стрессов

Процесс обучения – это всегда стресс как для ребенка, так и для родителей. Необходимо запастить терпением и усидчивостью. Родителям нужно помнить, что ошибки ребенка – это нормально. Дети могут реагировать на них по-разному: одни расстраиваются и отказываются заниматься, другие же быстро забывают и совершают те же ошибки постоянно. Только время и труд помогут пройти этот этап, но никак не крики и наказания.

Родители могут совершать определенные ошибки на этапе обучения:

Малыш и книги

  • Родители торопят события. Как уже говорилось раньше, торопиться с обучением не рекомендуется. Дети до 4-5 лет развивают моторику, познают мир, поэтому слишком раннее обучение чтению может затормозить этот процесс. К тому же офтальмологи считают, что у детей, которых в раннем возрасте заставляли учиться читать, падает зрение.
  • Родители стремятся использовать все методики сразу. Не нужно пытаться научить ребенка читать по всем методикам, которые сумеете найти. Это только запутает маленького ученика. Выберите 1 методику и придерживайтесь ее.
  • Родители хотят пройти процесс обучения быстрее. Обучающий процесс имеет свои этапы, которые нельзя пропускать. Поэтому не рекомендуется еще на этапе изучения звуков показывать ребенку слоги или сразу же слова. Что просто для вас, далеко не всегда просто для ребенка.
  • Родители заставляют ребенка заниматься. Если ребенок хочет поиграть, погулять, посмотреть мультик, а мама принуждает его заниматься, у него вырабатываются неприятные эмоции, он воспринимает процесс обучения как что-то вынужденно неприятное. Ребенка нужно убедить, но не заставлять силой, шантажом или подкупом. Очень важно, чтобы дети осознавали важность процесса обучения и хотели научиться читать.
  • Ребенка наказывают за ошибки. У родителей складываются определенные ожидания относительно того, когда ребенок уже должен научиться читать, а также сравнивают с детьми друзей и соседей, которые научились за 1,5 месяца. В результате если ребенок в данные рамки не укладывается, родители начинают ругать его, злиться и переживать по поводу его отставания. Ничего кроме комплексов и страха ребенку это не даст.

Не забывайте, что все дети разные. Кто-то в 3 года еще толком не говорит, а кто-то уже знает буквы и слоги. Но это не является определяющим фактором будущего обучения ребенка и никак не гарантирует, что ребенок будет двоечником или отличников в школе.

Упражнения для беглого чтения

Учим ребенка читать

Когда ребенок уже освоил слоги и научился их складывать, наступает следующий этап – этап беглого чтения. Это то, к чему так стремятся родители – ребенок начинает читать целые предложения и даже абзацы, разделяя слова и быстро складывая слоги.

Переход к беглому чтению начинается только после того, как ребенок научился читать небольшие фразы без особых затруднений.

Обычно беглому чтению начинают обучать в 6-7летнем возрасте. Занятия занимают не больше получаса, но проводятся ежедневно.

Существует ряд упражнений или уроков, которые помогут детям освоить беглое чтение.

  • Развиваем зоркость. Ребенок должен распознавать буквы в тексте. Предложите ему ряд согласных букв с 1 гласной или наоборот. Ребенок должен как можно быстрее обнаружить эту букву. Покажите ребенку пары слов, отличающиеся только 1 буквой и предложите объяснить различия. Эти упражнения помогут ребенку быстро узнавать очертания букв и распознавать звуки.
  • Развиваем артикуляцию. Артикуляция ребенка не менее важна, чем знание алфавита, фонетика и зоркость. Чтобы ребенок учился четко произносить слова и слоги, предложите ему несколько слогов, из которых нужно будет составить 2-3 пары, образующие целые слова.
  • Тренируем внимание. Предложите ребенку небольшой текст из 3-4 предложений, напечатанный крупным шрифтом. Предложите ему начать его читать. В какой-то момент вы говорите «стоп», ребенок закрывает глаза и отдыхает. Затем он должен быстро найти то место, где остановился.
  • Антиципация. Этот метод помогает ребенку учиться видеть боковым зрением начало следующего слова и угадывать его. Предложите ребенку ряд слов с пропущенными буквами, а он должен догадаться, куда и какую букву вставить.
  • Чтение на время. Скоростное чтение маленькому ребенку освоить трудно, поэтому переходить к нему нужно после усвоения основных принципов чтения. Предложите ребенку небольшой и легкий текст на время. Он будет поначалу торопиться и путаться в слогах, но со временем привыкнет читать быстро.

Процесс обучения чтению всегда сложный и многоэтапный. Относитесь к нему легче, не принуждайте ребенка учить то, что для него еще слишком сложно. Если чтение в течение нескольких месяцев так и не сдвинулось с мертвой точки, пригласите логопеда или педагога дошкольного образования, возможно, вашему ребенку требуется особый подход.

3 мнений на “Как научить ребенка читать: методики и правила обучения

  1. А мы в детский центр ходим, на Развивашки, они там по Зайцеву занимаются, а дома просят закреплять. Педагог посоветовала, если есть возможность скачать приложение «Учимся читать с FLUFFYLAB», говорит там задания тоже по принципу Зайцева построены, и можно по ним закреплять пройденный материал! Очень удобно — ничего вырезать, клеить и рисовать не надо, да и ребенко все равно просит на планшете поиграть — вот играет теперь с пользой. Всем друзьям советую…

  2. Тюленева, которая обещает научить ребенка читать раньше, чем ходить И молодые родители, боясь не успеть , мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *