Выполняя с ребенком артикуляционные упражнения, обязательно включайте в занятия и упражнения по развитию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что имеет быстрый вдох и медленный выход.
Работа над речевым дыханием ребенка развивает его способность произносить длинные фразы и способствует профилактике заикания.
Дыхательные упражнения помогают вырабатывать направленную воздушную струю из легких, а именно это необходимо для правильного произношения звуков.
Упражнения:
№1. Предложите малышу, не надувая щеки, через слегка вытянутые, сближенные губы дуть на любой легкий предмет, который вы поднесете к его губам. Это может быть ватный шарик, бумажная снежинка или бабочка, перышко. Предмет можно положить на ладонь или картонное поле, на книгу, можно привязать ниткой к чему-либо и дуть на него.
№2. Точно также, не надувая щеки, предложите ребенку дуть на более тяжелый предмет. Например, карандаш, пластмассовые крышечки от бутылок и т.д. Предмет необходимо двигать, таким образом, до края стола или книги, на которой он лежит.
№3. Отрабатывайте с ребенком отдельно горячий и холодный воздух, сильную струю воздуха и плавную. Для поддувания можете использовать любое пособие — бабочку на цветке, жучка на листике.
№4. Тренируйте ребенка на одном выдохе произносить несколько слогов (гав-гав-гав, кис-кис-кис-кис, цып-цып-цып-цып-цып).
№5. Учите ребенка слитно произносить фразу из 2 — 6 слов, с коротким вдохом и длительным выдохом.
№6. Вырабатывайте дифференцированное дыхание:
— вдох ртом — выдох ртом;
-вдох ртом — выдох носом;
-вдох носом — выдох ртом;
— вдох носом — выдох носом.
Проводите дыхательные упражнения систематически, во время артикуляционных упражнений, а также в повседневной жизни.