Развиваем наглядно-образное мышление у детей 5 – 6 лет

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Ни один вид деятельности не может обойтись без него. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому так важно развивать наглядно-образное мышление у ребенка до того, как он начнет обучение в школе. Достигнуть этого поможет вам подборка интеллектуальных игр, предложенная на нашем сайте.

Что именно нужно развивать?

1.Умение оперировать образом, мысленно. Что это означает? Это означает – мысленно осуществлять с предметом различные  преобразования: поворот, перегруппировка предметов, разделение и соединение элементов в целое, и т.д. При этом важно, чтобы образ предмета не исчезал и не искажался.

2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также уметь самостоятельно ее создавать.

3. Умение читать и создавать простые схемы различных объектов.

4.Способность мысленно планировать свои действия. Благодаря этому умению малыш сможет представить себе, что он получит в результате своих усилий, т.е. создать образ будущего результата, которого реально еще не существует. Также эта способность открывает новые возможности для планирования разных путей к достижению цели, представляя себе варианты действий, а не осуществляя их, благодаря чему можно быстрее принять правильное решение.

Развить наглядно-образное мышление помогут вам захватывающие игры, которые увлекут не только вашего малыша, но и вас. Игра – помогает превратить процесс обучения дошкольника из сухого и нудного занятия в веселое и увлекательное приключение.

Итак,

Игра №1. Головоломка со спичками.

Игра развивает способность ребенка перестраивать элементы объекта и планировать  свои действия мысленно.

Возьмите несколько палочек или спичек, и сложите из них схематичное изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить один или несколько палочек так, чтобы изменить это изображение на другое или как-то его изменить.

По правилам игры реально перекладывать палочки не разрешается, но если ребенок не может выполнить это задание мысленно, пусть попробует на практике. Советуем приложить усилия, чтобы малыш все-таки научился осуществлять преобразование предмета мысленно, т.к. именно такая форма игры  содействует формированию умения планировать и проверять свои мысли, не осуществляя их на практике.

Примеры головоломок со спичками изображены тут.

 Игра № 2. Шахматная доска.

Вырежьте из крепкой бумаги маленькую шахматную доску. Если обычное шахматное поле имеет размеры 8*8 клеток, то вам для начала достаточно будет поля размером 3*3 или 4*4 клеточки. Разрежьте это поле на 3 — 4 части.

Предложите ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клеточки  чередовались между собой, как на шахматной доске.

Если играют несколько детей, то можно устроить соревнования, кто быстрее соберет поле. Постепенно можно увеличивать размер поля и разрезать его на большее количество частей.

Элементы шахматной доски вы можете увидеть и скачать тут.

Игра № 3. Где сидит попугай?

Игра развивает способность ориентироваться в простой план-схеме ограниченного пространства.

Изобразите на листе бумаги план-схему квартиры в которой вы живете или комнаты, которую малыш хорошо знает.

Развиваем наглядно-образное мышление у детей Развиваем наглядно-образное мышление у детей

На этой схеме изображены такие предметы: ваза с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).

Перед началом игры попросите малыша представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Однажды, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место крестиком, там, где его  искать. Но, когда медвежонок вернулся, он не смог найти своего друга, потому что не умеет читать план-схему.

Предложите малышу найти попугая (в том месте, где спрятался Кеша, должен лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с изображением попугая). Если ребенку трудно понять план-схему, объясните ему, что обозначают те или другие изображения или фигуры и где в комнате находятся соответствующие предметы.

Для ориентации в план-схеме важно также обозначить место, где стоит сам ребенок. Однако не спешите подсказывать. предложите малышу посмотреть вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, впереди и сзади. Возможно, он сам найдет точку в которой находится.

Если в игре берут участие несколько детей, можно организовать соревнование, кто быстрее найдет попугая; или пусть один прячет Кешу, а другой ищет его. Возможны также варианты командной игры.

Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай, а также от количества объектов, размещенных в комнате и изображенных на план-схеме. Чтоб разнообразить игру можно выбрать другое знакомое место ребенку, например детскую площадку, на которой часто играется ребенок.

Игра № 4. Начерти план-карту.

Развиваем наглядно-образное мышление у детейВ эту игру советуем играть после того, как вы убедитесь, что ребенок успешно выполняет задания предыдущей игры «Где прячется попугай?»

Приготовьте лист бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого пространства, например, своей квартиры или детской площадки. Объясните. что люди создают план-карты для того, чтобы было легче ориентироваться в местности. Покажите, например, карту города, в которм вы живете, и расскажите про нее.

Предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой вы живете. Перед началом работы попросите описать, что находится в квартире. Пусть ребенок выберет предметы, которые он считает должны быть изображены на план-карте. после этого начинайте чертить.

Следующим этапом может быть создание план-карты той местности, где находится ваш дом или детская площадка, на которой играется малыш. В этом случае нужно сразу ограничить отрезок местности, который должен войти в карту и за границы которой выходить нельзя. На карте этот отрезок нужно ограничить прямоугольной рамкой и указать ориентиры, которые находятся за ее периметром (например заборчик, который ограждает детскую площадку, или дорожки в скверике, которые отделяют его от зеленых насаждений).

Во время составления план-карты детки часто допускают такие ошибки:

1 — не берут ко вниманию важные детали планировки;

2 — нарушают размещение предметов в пространстве, и их нахождение относительно друг-друга;

3 — не указывают некоторые предметы;

4 — искажают размеры предметов.

Такие ошибки естественны для детей этого возраста. Главное, чтобы вы обращали внимание на них и объясняли малышу, в чем заключается ошибка. Стремитесь к тому, чтобы ребенок исправлял свои ошибки самостоятельно или с вашей помощью. Именно от этого зависит развивающий эффект игры.

 Игра № 5 Прогноз погоды.

Расскажите малышу, что синоптики договорились изображать погоду с помощью простых рисунков, чтобы без лишних слов сообщать населению какая будет погода в ближайшее время. Эти рисунки можно увидеть по телевизору, когда передают прогноз погоды. Подобные рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются, для примера, моряки и летчики.

Покажите малышу карточки с вариантами погоды и обсудите их. Или может быть вы решите нарисовать их самостоятельно вместе с ребенком.

Карточки с вариантами погоды изображены тут.

Теперь можно начинать игру. Игра возможна в двух вариантах.

1. Вы сообщаете малышу «по рации» какой будет погода (ветреной, дождливой, пасмурной), а он находит соответствующие картинки и вывешивает их на стенде «Информация для летчиков и моряков». Вместо стенда можно использовать лист бумаги с соответствующим названием. Как известно, погода меняется часто. Поэтому после того, как ребенок выполнит задание, вы снова сообщаете про смену погоды, например, теперь ожидается солнечная погода, но возможны ветер и шторм.

2. Малыш самостоятельно рассказывает про погоду с помощью схематичных изображений. Для этого предложите ему стать диктором на телевидении и сообщить, какая погода будет сегодня и завтра. А вы будете метеорологом, который показывает диктору картинки с прогнозом погоды.

Игра № 6 Собери по схеме.

Развиваем наглядно-образное мышление у детейЭта игра развивает умение ребенка ориентироваться в схематическом изображении и учит конструировать.

Для игры можно использовать любой строительный конструктор, в состав которого входят кубики, бруски, арки и т.д. Также, следует приготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций. Каждая деталь конструкции должна быть четко прорисована.

Схемы конструкций вы можете увидеть и скачать здесь.

Вы показываете ребенку схему одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в распоряжении. При этом, обратите внимание ребенка, что собранная конструкция должна точно соответствовать схеме.

Перед началом конструирования пусть ребенок назовет нарисованный предмет, расскажет про его назначение, укажет на главные детали конструкции. После того, как конструкция будет собрана, проанализируйте вместе с ребенком, все ли он сделал правильно, рассмотрите ошибки, подскажите, как их можно исправить.

Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей, из которых состоит конструкция. Или показать малышу схему, а потом попросить его собрать конструкцию по памяти. Тогда игра будет развивать не только мышление, но и память.

Игра № 7 Перестановка

Эта игра развивает способность ребенка планировать мысленно свои действия.

Развиваем наглядно-образное мышление у детейДля игры предлагаются карточки с четырьмя полями, на трех из которых изображены разные фигуры, картинки или цифры. Одно поле остается свободным. Фигуры на обоих карточках каждой пары одинаковые, но места их расположения разные.

Перед началом игры предложите малышу внимательно рассмотреть фигуры на карточках и сказать, чем верхняя карточка отличается от нижней. После расскажите правила игры: с помощью нескольких перестановок (или ходов) нужно разместить фигуры верхней карточки на такие-же места, как на нижней карточке. При этом одним ходом можно переставить только одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов (перестановок) указано с правой стороны карточки.

Например, чтобы выполнить задание на первой паре карточек, нужно на верхней карточке переставить звездочку с поля 1 на поле 3.

Если во время занятия у малыша возникнут трудности, предложите переставлять картинки практически (а не мысленно). Но все же стремитесь к тому, чтобы ребенок озвучивал перестановки фигур, делая это в уме, потому что именно мысленная перестановка фигур содействует развитию способности планировать свои действия мысленно.

Карточки для этой игры вы можете скачать здесь и использовать для занятий с вашим малышом.

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *